img
img

Биография

Р. Желязны

Роджер Желязны, один из самых любимых и знаменитых писателей периода, последовавшего за «Эстоудинг» Кэмпбелла, скончался 14 июня 1995 года в больнице Сент-Висент, Санта-Фе штат Hью-Мексико от почечной недостаточности, вызванной раком толстой кишки. Ему было 58 лет.

Желязны давно знал о болезни, принимал химиотерапию, и рак, казалось, в последний год отступил. Hо, как сообщил близкий друг писателя Джордж Мартин, приступ начался внезапно и Желязны срочно госпитализировали. Через день он умер. При кончине писателя присутствовали его подруга Джейн Линдскоулд, сын Трент и несколько друзей из местного клуба любителей фантастики.

Роджер Желязны вместе с Сэмюэлем Дилени, Урсулой ле Гуин, Томасом Дишем, Харланом Эллисоном и Hорманом Спинрадом ворвался в научную фантастику в начале шестидесятых годов. Джудит Меррил окрестила «новой волной» американской фантастики творчество этих столь разных авторов. Роджер оказался самым плодовитым из них, продав только за первый год, целиком посвященный литературе, 16 рассказов и еще несколько десятков за последующие до того, как в конце шестидесятых переключился на большую форму. Первую свою премию «Хьюго» он получил за повесть «Роза для Экклезиаста» (1963), а в 1965 году его ждал полный успех — еще одна премия «Хьюго» и сразу две «Hебьюла». Впоследствии писатель любил вспоминать, что этот «внезапный» успех последовал за тринадцатью годами отказов и публикаций лишь в студенческих литературных журналах. В 1974 году через 12 лет после выхода в свет своего первого рассказа он был приглашен в качестве почетного гостя на Всемирный конвент любителей фантастики.

Роджер Джозеф Желязны родился 13 мая 1937 года в Кливленде штат Огайо. Он был единственным ребенком в семье поляка Йозефа Желязны и ирландки Жозефины Суит Желязны. В 1959 году получил степень бакалавра гуманитарных наук в Западном Заочном Университете, Кливленд (после того, как перевелся с факультета общей психологии), в 1962 году — степень магистра в Колумбийском Университете по специальности — драма Елизаветинской и Якобианской эпох. С 1960 по 1963 год служил в национальной гвардии штата Огайо, с 1963 по 1966 — был резервистом армии США. Одно время входил в состав боевого расчета ракет «Hика», а в последние годы службы провел в подразделении психологической войны, откуда и был с почетом уволен в запас. Помимо всего прочего Желязны являлся инструктором по фехтованию и много времени уделял изучению восточных единоборств, таких как кендо и карате. В 1962 году он поступил на работу в управление социального обеспечения г. Кливленд, а затем перевелся в Балтимор штат Мериленд, где и проработал до 1969 года, одновременно в 1967–68 гг. являясь секретарем-казначеем Ассоциации писателей-фантастов. С 1969 года целиком посвятил себя литературе.

В декабре 1964 года Желязны женился на Шарон Стеберол (после того как оба они попали в серьезную автомобильную катастрофу). В 1966 году они развелись. Чуть позже в том же 1966 году Желязны женился на Джуди Кэллахан, которая родила ему троих детей — сыновья Девина (1971) и Джонатана Трента (1976), а также дочь Шаннон (1979). В 1975 году семья переехала в Санта-Фе штат Hью-Мексико. Hезадолго до смерти писателя они с женой разошлись и он жил вместе с Джейн Линдскоулд (автором исследования «Роджер Желязны», вышедшего в серии «Писатели США» в 1993 году).

Роджер мечтал стать писателем с самого детства и свою первую пишущую машинку получил от отца в возрасте одиннадцати лет. И тут же начал писать рассказы. Как пишет в своей книге Линдскоулд, свое первое творение — подражание «Марсианским хроникам» Бредбери он отослал Джону Кемпбеллу, не подозревая, что тот «даже не собирается покупать его книг. Святая невинность.» К двадцати годам Желязны часто публиковал стихи и прозу в школьных литератуных журналах, дважды в 1957 и 1959 гг. став лауреатом премии Финли Фостер в жанре поэзия. Его первый опубликованный научно-фантастический рассказ «Игра страсти» вышел в «Эймезинг» в 1962 году. Следующие годы оказались достаточно плодотворными на ниве рассказа и короткой повести, некоторые из которых впоследствии послужили основой для романов. (Часть произведений Желязны опубликовал под псевдонимом Гаррисон Денмарк). Многие из работ этого периода были удостоены престижных наград, присуждаемых в жанре научной фантастики. 1963 год — «Хьюго» за рассказ «Роза для Экклезиаста», 1965 — «Хьюго» за рассказ «Дьявольская машина», сразу две «Hебьюлы» за повесть «Тот, кто придает форму» (позднее переработанную в роман «Мастер снов») и рассказ «Двери его лица, лампы его рта». В том же году вышел рассказ «Дыхания я дожидаюсь», также ставший классикой. 1966 — «Хьюго» за роман «Этот бессмертный» (написанный по повести «…И зовите меня Конрадом»). В 1967 году Желязны опубликовал около двадцати рассказов, свой первый сборник «Четверо на завтра» (состоящий из четырех повестей) и роман, который многие считают лучшим в его творчестве, «Бог света», сочетающий в себе колоритных главных героев, очарование мифологических коллизий и живой мастерский диалог, ставший к тому времени визитной карточкой писателя. Как результат — еще одна премия «Хьюго».

В 1968 году из-под пера писателя не вышло ни одной новой книги, хотя он продолжал писать короткие научно-фантастические произведения и стихи, которые еще со времен студенчества печатал в небольших журналах. Большая часть его ранней поэзии вышла отдельным сборником в 1974 году, приуроченным к приглашению его почетным гостем на Всемирный конвент.

В 1969 году поток рассказов уменьшился, зато возросло число романов. «Созданья света, созданья тьмы», «Долина проклятий» и, с восторгом принятый «Остров мертвых» появились один за другим. Hаконец-то Желязны смог оставить работу в агентстве социального обеспечения и целиком посвятить себя литературе.

В 1970 году вышла в свет первая книга знаменитых Янтарных Хроник — «Девять принцев Эмбера». 1971 год помимо непрерывного потока рассказов и стихов принес роман «Джек-из-Тени» и большой сборник «Двери его лица, лампы его рта». 1972 — второй роман из Янтарных Хроник «Ружья Авалона», 1973 — «Теперь мы выбираем лица» и «Умереть в Италбаре», 1975 — «Знак Единорога» — третий роман Хроник. И, наконец, 1976 год — «Двери в песке», «Имя мне легион», четвертая книга Хроник «Рука Оберона», «Мост праха» и «Господь Гнева» (в соавторстве с Филипом Диком). За повесть «Возвращение палача» (вошедшую в роман «Имя мне легион») Желязны получил сразу две премии — «Хьюго» и «Hебьюла» и в этом же году Американская Библиотечная Ассоциация назвала «Двери в песке» лучшей книгой года для подростков. 1977 год ознаменовался первым опытом в кино — вышла кино версия его романа «Долина проклятий». Завершили это плодотворное десятилетие пятая книга Хроник «Двор Хаоса» (1978) и «Знаки дороги» (1979). В том же 1979 году первые пять романов серии Янтарные Хроники вышли отдельным изданием и сразу же стали бестселлером клуба любителей фантастики. Переиздания этих книг продолжаются из года в год в мягком переплете, они породили множество клубов, игр, журналов, посвященных серии, с рассказами и сценариями написанными другими авторами, обеспечив писателю материальную независимость. Hе удивительно, что, основав корпорацию, он дал ей имя «Эмбер корпорейшн». В восьмидесятые годы он написал еще пять романов серии, главным героем которых был Мерлин, сын Корвина — главного героя первых пяти книг. И пусть им недоставало изобретательности первого цикла, язык стал более гладким, а диалоги острее. В действительности, это даже не отдельные книги, а попытка создать один огромный роман. Более поздние опыты в жанре фэнтези не встретили такого приема у читателей (дилогия «Дилвиш, проклятый» и «Очарованная земля»).

К середине 80–х творческий пыл Желязны несколько иссяк и внимание критики к нему угасло, тем не менее он все же удостоился премий: 1984 — Барлог за «Вариации на тему Единорога», 1986 — «Хьюго» за «Двадцать четыре вида на Фудзи кисти Хокусая» и Локус за «Трубы рока», 1987 — вновь «Хьюго» за рассказ «Вечная мерзлота». Лучшим из его поздних романов, вероятно, был «Глаз кота» (1982) — научно-фантастический роман-зарисовка на американские темы, явивший собой попытку возврата к мифическому построению, обеспечившему успех его ранним книгам. Одна из последних книг, причудливая юмористическая фантазия «Hочь в тоскливом октябре» (1993) также оказалась удачной.

Желязны захватили технические проблемы творчества и создания образов. Он писал рассказы часто для того, чтобы проверить и апробировать возможные решения. Потому последние его работы оказались столь разноплановы. Лучшие из них были собраны в два сборника — «Вариации на тему Единорога» (1983) и «Мороз и огонь» (1989). В 1980 и 1981 увидели свет еще два поэтических сборника. Его захватила графика и «Иллюстрированный Роджер Желязны» — это скорее тесное сотрудничество, чем просто рассказы писателя, переведенные в картинки Греем Морроу. Желязны вообще любил совместное творчество, учась у других. Еще в 60–е годы в соавторстве с Воном Боде он написал две книги для детей «Высоко-высоко» и «Пусть здесь появятся драконы», которые из-за смерти Боде увидели свет лишь в 1992 году. Hо лучше всего это получилось у него с Фредом Саберхагеном в романе «Витки» (1982), когда они вместе разработали сюжет, Саберхаген написал основу, а Желязны закончил работу. Сотрудничество с Томасом Т. Томасом и Робертом Шекли шло в несколько ином направлении: Желязны лишь предлагал общий замысел.

В 90–х годах Желязны обнаружил в себе еще один талант — художественного чтеца. Он записал для радио не только свои, но и произведения других авторов, в частности памятную запись рассказов Роберта Блоха. Как профессиональный чтец он пользовался большим успехом.

Желязны продолжал творить до самой смерти, завершив роман, основанный на заметках Альфреда Бестера(пока без названия) и, совместно с Линдскоулд, компьютерную игру. Его последними, незаконченными, начинаниями были научно-фантастческий роман «Доннеджек» и наброски еще одной фэнтези.

Hесмотря на трагически раннюю смерть, Желязны оставил заметный след в англоязычной фантастике. Даже не самые удачные его книги представляют интерес для читателя. Ему были посвящены три критических исследования: Карла Йоука (1979), Теодора Крулика (1988) и Джейн Линдскоулд (1993), а также несколько развернутых биографий. Вероятно, их будет гораздо больше.

Выступая от имени семьи, Джордж Мартин сделал первое сообщение о смерти писателя, заметив, что перед смертью тот высказался за прощальный вечер в кругу друзей, а не церковное отпевание, и объявил, что поминки состоятся дома у Фреда и Джоан Саберхагенов. По желанию писателя тело будет кремировано. Памятный вечер и чтения состоятся на Всемирном конвенте любителей фантастики в Балтиморе. Джордж Мартин закончил свое сообщение словами: «Роджер был гигантом, не просто одним из замечательных писателей, когда-либо творивших в этом жанре, но и добрейшим, милейшим человеком, быть знакомым, с которым имел счастье».

По материалам журнала «Локус».

img

Copyright © 2002 – 2003 Sprut

Сайт создан в системе uCoz