img
img

Перемещения и путешествия по Теням

Самая удивительна черта королевской семьи — это способность ее членов перемещаться из одной тени в другую. В начале «Девяти принцев Амбера» Корвин находится на тени Земля, а к финалу «Владений Хаоса» он прошел через великое множество разных теней. Как и у всего королевского дома, любовь Корвина отдана истинному миру — Амберу, но он тесно связан и с другими тенями.

Перемещение по Теням — это искусство. Оно требует абсолютного воображения, сверхчеловеческой восприимчивости и способности к крайнему сосредоточению. Конечно, не каждый обладает всем этим, поэтому количество идущих по теням ограничено. Только величайшие художники тени Земля имеют некоторые намеки на эти силы, но лишь немногие знают технику движения.

Чтобы начать перемещение житель Амбера удаляется как можно дальше от Колвира. Воздействие Амбера столь сильно. Что успешных попыток перемеситься в тень из Амбера крайне мало. Отдалившись от Колвира, перемещающийся фокусирует свое внимание на одной-единственной детали тени, в которой находится, и пытается представить сходную деталь в тени, которую ищет.

Это может быть камень, ветка, здание, книга, человек, но это должно быть что-то характерное, а не общее. Если в настоящей тени не на чем сфокусировать внимание, можно попытаться представить предмет мысленно, но это усложнит перемещение. Естественно, чем лучше перемещающийся знает тень, тем легче ему попасть туда.

Удерживая мысленный образ, перемещающийся начинает двигаться. Он может идти, перемещаясь медленно. Но безопасно, или бежать, тогда гарантий безопасности меньше. Более отважные души могут подражать Рэндому, перемещаясь по теням на «Мерседесе», есть даже возможность переместиться во время полета на реактивном самолете. В большинстве теней, где такая техника недоступна, самое опасное перемещение из всех — на скачущей галопом лошади. Это, как мы знаем, называется «адской скачкой». Вскоре мы вернемся к ней. Во время движения житель Амбера продолжает сосредотачиваться на единственном объекте. Вскоре он вызывает другой объект желаемой тени. Теперь он сосредоточен на обоих объектах. Так он продолжает движение и, концентрируя внимания, к нему из тени приходит все больше предметов, пока тень не начнет медленно обретать определенную форму. В этой точке начинает изменяться само восприятие, так, чтобы в целом соответствовать тени.

И наконец, спустя значительное время и минуя огромные расстояния, тень становится полной. На самом деле она не завершена, пока в ней не окажется житель Амбера, поскольку в изначальном восприятии он был частью тени. Но в то же время он не может стать частью тени, пока не воспримет её целиком. Другими словами, и это парадоксально, тень не завершена, пока человек не вошел в неё, а он не войдет, пока она не завершена.

Конечно, это поднимает философские вопросы всех сортов, некоторые из них пыталась решить королевская семья. Самый интересный из них таков: создает ли перемещающийся тень или просто идет к тому, что уже существует действительности? На вопрос ответить невозможно, что сам Корвин и объясняет в «Знаке Единорога»:

«Солипсизм — полагаю, это то, с чего нам приходится начинать — утверждение о том, что не существует ничего, кроме тебя самого или, по крайней мере, что мы не можем истинно знать о чем-либо, кроме нашего собственного существования и опыта. Где-то далеко в Тенях я могу отыскать все, что могу отчетливо представить. Это, собственно, не выходит за пределы эго. Это можно оспорить, но для большинства из нас факты таковы: мы создаем тени, которые посещаем, из субстанции собственной психики, что истинно существуем мы одни, что тени, которые мы пересекаем, всего лишь проекции наших желаний».

Но к финалу своей истории Корвин определенно уверен, что это совсем не так. К тому времени он уже значительно возмужал и хотел бы верить, что все это реальность, и спорам нет числа.

Вот еще одна колдобина: если перемещающемуся приходится концентрироваться на специальном предмете из тени, значит, он не способен попасть в тень, о которой ему ничего не известно. Ответ прост: если он может попасть. Если в памяти не удерживается ничего конкретного, нужно сосредотачиваться сверх меры (что и останавливает многих от подобной попытки), а если нет уверенности в результате, это еще и крайне опасно, но зато есть возможность попасть в любое место своего воображения. Конечно, это значит, что королевская семья Амбера смогла бы попасть, если бы захотела, в Среднеземье, Нарнию, Перн и даже Утопию.

Проблема в том, что там можно попасть в ловушку. Сами вымышленные миры обладают неким сдвигом реальности, неким научным парадоксом или невероятностью, и физические тела жителей Амбера, вероятно, там не выживут. А если выживут, они могут разрушить вымышленный мир. По этим причинам, а также из-за того, что у королевской семьи и так много дел — интриг и умыслов друг против друга, — они не стремятся к подобным экспериментам, ни один даже не попытался найти вымышленные миры. Кроме того, что есть там такого, чего нет в Амбере или Хаосе.

Есть еще один способ попасть в ловушку. Перемещение по Теням требует света, даже самое легкое и самое безопасное. Если света нет, существует возможность попасться из-за того, что перемещение с помощью воображения не всегда срабатывает, и оно достаточно небезопасно. Это одна из причин, по которой Эрик выжег Корвину глаза в «Девяти принцах Амбера». Пока Корвин не мог видеть, он не мог этого сделать. К тому же он был очень слаб, а слабость — еще одна ловушка. Если бы Эрик хотел быть менее жестоким, он мог бы изгнать Корвина в место безо всяких особенностей. Когда нет особых признаков, не на чем концентрироваться. Корвин был бы вынужден перемещаться с помощью воображения, а это опасно.

Королевская семья Амбера не единственная, кто может перемещаться по Теням. Как замечает Билл Ротт Мерлину (в «Картах судьбы»), жители Хаоса, прошедшие Логрус, тоже способны уйти в Тень и принести оттуда предметы. Вот его объяснение:

«Есть много магических существ, таких как Единорог, который просто странствует, где захочет, а ты можешь двигаться за идущим по Теням, пока не потеряешь его след, неважно, кем бы ты не был. Что-то вроде Томаса Рифмача из баллад. И один идущий по Теням смог бы провести целую армию (Корвин и Блейз так и поступили в «Девяти Принцах Амбера»). А еще есть население различных королевств теней близ Амбера и Хаоса. И на обоих полюсах много могущественных колдунов. Просто благодаря близости к двум сосредоточьям власти. Некоторые из них вполне могут стать ведающими, но их изображения Огненного пути и Логруса несовершенны, так что они никогда не будут такими же, как обладатели истинного знания. Но с другой стороны, им даже не нужно посвящения, чтобы странствовать по Теням. Грани Тени очень тонки. И мы можем общаться с ведающими».

Были времена, в далеком прошлом, когда единственными перемещающимся по Теням были жители Амбера, которые прошли Огненный путь. Как и во всех мирах, так и во всех Тенях, все меняется.

Чтобы перемещаться по Теням, нужно ехать верхом. Перейдя на галоп, житель Амбера выбирает объект для концентрации внимания и удерживает его по возможности тщательно. Нужное Тень формируется быстро, но высока опасность для перемещающегося, очень высока. Это и есть «адская скачка».

Первая опасность — лошадь. Она должна быть натренирована продолжать бег, что бы ни увидела, и не отвлекаться. Звезда Корвина — тренированная лошадь; несколько других лошадей тоже подготовлены к «скачке».

Вторая опасность — отвлечение внимания. Во время «адской скачки» путешественник видит так много, что только повышенная концентрация внимания удержит его на выбранном пути. Кто кроме королевской семьи, смог не отвлечься, например, на такое:

«Сильный ветер… Облака наползают на звезды… Сверкающие вилы втыкаются в деревья справа от меня, превращая их в языки пламени… Ощущение покалывания… Запах озона… Потоки воды надо мной… Цепочка огней слева… Грохот копыт по булыжной мостовой… Приближающееся странное средство передвижения… Цилиндрическое, пыхтящее… Мы еле избегаем столкновения… Меня преследует крик… Лицо ребенка в освещенном окне…»

Невозможно не отвлечься, но во «Владениях Хаоса» Корвину это удалось. Если бы он остановился, чтобы выяснить, что это за ребенок, то застрял бы в этой тени, по крайней мере, для подготовки к дальнейшему перемещению. Это стоило бы ему времени, а могло бы стоить и жизни. Во время событий «Владений Хаоса» это могло стоить ему Амбера.

Чтобы все это выполнить, сам «адский всадник» должен быть подготовлен. Из-за того, что он воспринимает окружающее на скорости большей, чем позволяет зрение, он должен знать, как почувствовать в тени место назначения. На выполнение таких условий, не отвлекаясь на чувства, исходящие из промежуточных теней, может надеяться только высокоопытный наездник.

Для наблюдателя «адский всадник» — скорее приведение. В действительности большая часть земных приведений были «адскими всадниками» из Амбера, и существует вероятность, что некоторые НЛО были теми предметами, которые каким-то образом увязались за жителем Амбера, промчавшимся сквозь тень Земля. Они появляются, и затем исчезают, как и сами «адские всадники».

Еще кое-что об «адской скачке». Она сбивает с толку, настолько, что кто-то послабее, чем член королевского дома, вероятно, сойдет с ума. По этой причине жители Амбера не предпринимают свою первую «адскую скачку» без наблюдения другого члена семьи. И даже для них эта первая скачка точно такая, как можно предположить из ее названия: ужасающая, сводящая с ума, угрожающая самому разуму скачка сквозь ад.

img

Copyright © 2002 – 2003 Sprut

Сайт создан в системе uCoz